Мы думали, что кавказские горы нам будут по колено...


  Любое путешествие, как известно, начинается гораздо раньше, чем само путешествие. Конечно же мы не стали исключением и провели много времени в продумывании всех нюансов нашей поездки, например, сколько денег мы собираемся потратить на развлечения в Краснодаре. Но поскольку ни о каких нюансах мы изначально понятия не имели, то продумывание сводилось, в основном, к рассуждениям о том, как лучше упаковать велосипеды, чтобы их не повредили при погрузке и выгрузке из самолета и, при этом, не содрали с нас кучу денег за крупногабаритный груз, "перевес" груза и тому подобную "ерунду". Наш маршрут был приблизительно таким: Прилетаем в Краснодар, затем каким-либо образом добираемся до Мезмая, затем до турбазы Лаго-наки, оттуда через Кавказские горы до поселка Солох-Аул, до Дагомыса и в Сочи. С перемещением между пунктами разбираемся по месту. Просто? На все это у нас есть семь дней, 4 тысячи рублей на человека и купленные авиабилеты. План самого путешествия по горам у нас был вообще довольно приблизительный. Мы были уверены насчет маршрута, он составлял 80 км. И один раз мы уже прошли его несколько лет назад, правда, пешком. Прогноз погоды на дни, в которые мы должны были провести в горах, обещал проливной дождь. Мы решили не заморачиваться по этому поводу. Не отказываться же от путешествия из-за такой ерунды!
  Все наши рассуждения вылились в честно купленные у веломагазина в Сокольниках 3 коробки от велосипедов ( Какой-то коробочный воротила продал нам их по 10 рублей за штуку), а также моток скотча и пачку пластиковых хомутов. Всю ночь перед отлетом мы посвятили упаковыванию велосипедов. Решили снять колеса, остальное, не разбирая, упаковать в коробки. Колеса взять в салон, как ручную кладь, чтобы не погнули спицы и, у кого были, тормозные диски. Сначала хотели колеса упаковать в отдельную велосипедную коробку и сдать в багаж, но оказалось, что в нее с трудом помещается 4 колеса. В общем, мы снова не стали заморачиваться и вернулись к плану с ручной кладью. До аэропорта добрались без проблем, сначала отвезли на машине рамы и все колеса, а потом своим ходом привезли рюкзаки и еще раз все колеса, потому что забыли выгрузить их из багажника в аэропорту и увезли обратно домой. Конечно одному из нас пришлось посидеть пару часов в зале ожидания, охраняя "байки", но он справился! Далее была неспешная посадка в самолет. Оказалось, что небольшой перевес у нас все-таки есть, но мы "уболтали" милых бабушек, выдававших посадочные талоны, и они пропустили нас без дополнительной оплаты. Вообще, сотрудники аэропорта постоянно пугали нас, что с такими коробками не пропустят через рентген, не пустят в самолет и вообще у них здесь не чартер. Оказалось, что это все ерунда, а им, наверное, просто в 7 утра поговорить было больше не с кем. Пустили нас без проблем.
  Через два часа приземлились в Краснодаре, получили багаж в целости и сохранности. На выходе из зала получения багажа местный грузчик-администратор настоятельно стал клянчить у нас деньги "на пиво", а получив отказ пообещал, что в следующий раз при выгрузке он своими сильными руками нам рамы в дугу согнет. Такие сборы в наши финансовые планы не входили и мы, подгоняемые страхом перед его сильными руками, побежали с нашими пока еще прямыми рамами на выход собирать велосипеды. Там же в аэропорту мы встретились с нашим хорошим Краснодарским другом и просто клевым байкером Кириллом Ефремовым, который по договоренности должен был нас как-то устроить в Краснодаре до утра следующего дня, когда мы планировали начать наше движение к горам. Цирк летающих крокодилов не вызвал бы больше внимания у местных жителей, чем наши байки, которые мы собирали прямо на площади у аэропорта. Вопросы были разные: "сколько стоит велосипед?", "куда едете?", "вы что, кроссмены?" и проч. Надо сказать, что вниманием нас не оставляли на протяжении всей нашей поездки по Краснодарскому краю и Адыгее, что и понятно, ведь в этих местах велосипедисты встречаются и привыкли к ним гораздо меньше, чем в Москве. Быстро собрав велосипеды, мы двинулись в город.
  Краснодар встретил нас замечательно, Кирилл познакомил нас с местными байкерами. Вопреки рассказам о недружелюбности местных водителей и "пацанов" - пешеходов по отношению к велосипедистам, мы ничего подобного на себе не испытали. Может, потому что пробыли в Краснодаре только один вечер.
  На следующее утро мы выехали в Апшеронск - город в ста километрах от Краснодара. Добираться туда решили на автобусе, чтобы сэкономить время и силы, т.к. к вечеру этого дня планировали добраться до Мезмая - небезызвестного горного поселения и нашего основного перевалочного пункта на пути к горам. До Апшеронска добраться оказалось достаточно просто - мы просто заплатили водителю и он уютно устроил наши велосипеды в свободном багажном отделении. Из Апшеронска мы решили все-таки двигаться своим ходом, хотя нам и очень понравилось ездить на автобусе. Проехав километров 15 по шоссе мы, наконец, подъехали к долгожданному подъему, который должен был привести нас к Мезмаю, близлежащему поселку "Гуамка" или располагающейся ниже станице "Нижегородская" - на что сил хватит. Через пятнадцать минут непрерывного подъема мы уже знали, на что хватит. Оказалось, что даже на самой низкой передаче преодолевать 12ти градусный подъем мы можем только пешком, а велосипед выполняет важную функцию балласта, не давая нам забыть, что мы все же собрались в поход, а не по ягоды. Подниматься удавалось, когда попадался небольшой спуск или короткая прямая, чтобы создать накат и кое-как взъехать на следующую горку. Периодически это получалось сделать, но скорость передвижения все равно оставалась очень низкой.
  Потратив в муках около 6 часов, мы добрались, наконец, до станицы "Нижегородская", откуда нас ждала прямая дорога к долгожданному Мезмаю. Прямой дорогой оказался Гуамский перевал - протяженностью 12 километров (половина вверх, половина вниз) глинистая дорога. Сделав привал и наскоро перекусив еще не успевшими надоесть сухофруктами, мы с новыми силами начали ловить попутку до Мезмая. В вопросе необходимости этого в нашей компании возникли разногласия, я выступал за подъем на велосипедах, а двое других за подъем на попутной машине. Я сдался сразу, когда увидел перед собой манящую кабину "Урала" с диваном, который до подъема казался довольно мягким. Подъем на перевал и спуск с него заняли около полутора часов, и я до сих пор уверен, что мы смогли бы преодолеть его на велосипедах, точнее с велосипедами. К утру.
  Мезмай оказался потрясающим местом. Мы знали о нем две вещи: первое - Мезмай энергетический центр юга России, второе - в Мезмае накапливает энергию наш друг - повар Серега, который обязательно нас покормит (к тому времени мы уже целых пол дня питались сухофруктами!). Ни первому ни второму факту мы подтверждения так и не нашли, зато были восхищены красотой покрытых лесом гор, окружающих поселок плотным кольцом. Мезмай лежит как бы в котловине и разделен пополам горной рекой, с названием, на произнесении которого можно засыпать любого абитуриента ГИТИСа "Курджипс". По склонам гор тут и там разбросаны домики местных жителей, поднимающиеся порой довольно высоко. Сразу по приезде мы попытались найти нашего друга, но обойдя все мало-мальски известные местным жителям приюты и гостиницы смогли найти только двух "энергетиков", живущих в веселом желтом домике и уже переполненных энергией Мезмая и оттого невменяемых.
  Подумали о друге, теперь пришло время подумать и о себе, тем более, что ужин ускользнул от нас вместе с поваром Серегой. Поднявшись по указанию местных жителей немного в гору, мы обнаружили очень живописный приют под названием по-моему "Завадова поляна". Хозяин попросил за проживание в домике 40 рублей с человека. Потом мы узнали, что в Мезмае есть еще две гостиницы с ценой 100-300 руб. с человека в сутки и еще один недорогой приют. Посетив местную достопримечательность в виде кафе-бара-магазина, где нам был предоставлен широчайший выбор всех известных концентратов, мы приготовили себе какую-то походную бурду и легли спать.
  На следующий день снова решили беречь силы :) и наняли фургончик - УАЗ, чтобы подняться до дороги, ведущей к турбазе Лаго-Наки, откуда и должен был начаться наш славный горный поход. Два часа тряски в УАЗе, и вот мы на месте - на пустынной асфальтированной дороге. Начал накрапывать дождичек, но мы, воодушевленные тем, что хоть здесь не попадется попутного транспорта и тут уж силы никак не сберечь, выгрузили велосипеды и рюкзаки и тронулись в путь. Подъем был не очень крутым и представлял собой серпантин, так что почти весь путь до турбазы мы проделали, как и планировали, на колесах. Единственной помехой был дождь, который то вдруг усиливался, то неожиданно прекращался, и снова появлялось солнце. К вечеру, уже под непрекращающимся дождем мы достигли турбазы Лаго-Наки, которая должна была стать отправной точкой нашего путешествия. Последние приготовления перед походом, ночевка, и ранним утром нам оставалось только выехать по направлению к горе Фишт.
  Последнее, что Вы хотите увидеть, отправляясь в горы на велосипеде - это снег. Так вот снег мы и увидели. Первое, что бросалось в глаза - это огромное количество ледников, разбросанных по всему предгорью. Ледники лежали везде, где в течении дня солнце не успевало прогреть землю, иногда казалось, что оно и не пыталось ее прогреть, так что мы изрядно повеселились, катаясь на велосипедах с ледяных горок. Но "любишь кататься, люби и саночки возить", так что периодически приходилось втаскивать велосипеды по леднику вверх. Мы преодолевали расстояние довольно бодро. Холмы перемежались ровными участками, где мы могли спокойно передвигаться на двух колесах, и , несмотря на то, что спусков было меньше, чем подъемов, в общем мы двигались очень быстро, делая короткие привалы и бодро приближаясь к горной гряде, венчают которую горы Фишт и Аштен с их знаменитым Фишт-Аштенским перевалом, который нам и предстояло покорить. Чем ближе мы подходили к перевалу, тем больше погода начала напоминать истеричную невесту в день свадьбы. Солнце, то появлялось, то исчезало, дождь начинал накрапывать ни с того ни с сего, через секунду перерастая в ливень, а к тому времени, как мы доставали дождевики, снова прекращался и небо начинало улыбаться нам солнцем.
  Втащив велосипеды на очередной холм мы увидели перед собой каменистую тропу, извилистую, как чертов хвост и такую же длинную. Пол часа мы испытывали наши велосипеды и плечи на прочность, катясь с бешеной скоростью по камням, некоторые из которых, как мне кажется, были специально оставлены там спасателями для повышения производительности труда. Когда мы брали с собой запасные камеры и ремкомплект, которого хватило бы, чтобы залатать покрышку от КАМАЗа, мы рассчитывали именно на этот спуск, и как же мы удивились, когда за все время этой гонки мы не угробили не только ни одной покрышки, но и ни одной камеры. А небо, дав нам спокойно спуститься еще на пол километра вниз к горной реке, снова порадовало нас дождем, как всегда кончившимся к тому времени, как мы достали дождевики.
  Горная река, так как я ее помнил с пешего похода, должна была быть раза в два шире и раз в десять спокойнее. Кроме того, в прошлый раз ее берег не был покрыт снегом и сама она текла не из ледника. После нескольких попыток просто поставить на дно велосипед стало понятно, что здесь обувь сухой сохранить не удастся. Переходили реку, поочередно вставляя велосипед с зажатыми тормозами между камнями на дне, затем закрепляясь ногами и, по колено в ледяной воде, переставляли велосипед дальше. Вначале я попытался поднять велосипед на спину, но решил что купаться по такой погоде не хочется и вернулся к проверенному методу. К счастью река была узкая, так что справились все быстро.
  Сразу за рекой начался перевал, поначалу показавшийся просто покрытым травой холмом. Подъем на холм занял минут сорок толкания и вот мы, наконец, на вершине. Дальше последовал небольшой привал с традиционным обедом из сухофруктов, вафель и еще каких-то сладостей, от которых меня до сих пор мутит. Бодро спустившись с холма мы остановились у горного озера, которое больше напоминало Северный ледовитый океан. Отложив купание до следующего похода, мы начали продвижение по перевалу. Через пятьсот метров на месте тропинки, на которую мы очень рассчитывали, (уже надоело тащить на себе велосипеды) показался ледник, покрытый настом и скользкий как каток. Взвалив велосипеды на спины, двинулись вверх по склону, чтобы обойти его сверху. Через пятьдесят-семьдесят метров подъема мы нашли возможность обойти ледник, делать это пришлось по крутому склону, поросшему мокрой травой. Длиной он оказался чуть меньше километра, так что очень скоро наши спины под тяжестью велосипедов начали молить о пощаде. Не успели мы пройти и половины пути, как начался сильный дождь. Все, что мы успели сделать - это снова одеть на себя дождевики, а я, за неимением последнего спрятать теплую кофту, чтобы сохранить ее сухой, и остаться в футболке.
  Через пару минут проливного дождя оказалось, что это была только разминка, начался мокрый снег. Мокрая снежная крупа сыпалась с неба, перемежаясь с порывистым ветром и ливнем, на перевал начал спускаться туман. Обойдя, наконец, ледник, мы спустились к тропинке, вернее, к горному ручью, который час назад был тропинкой. Время было уже около семи, и мы потеряли надежду перейти перевал в этот день.
  На этот вечер у нас были такие планы: не замерзнуть сегодня на каменистом перевале, найти место для палатки на каменистом перевале, по возможности поставить палатку на найденном месте на каменистом перевале. И все это на каменистом перевале. Лучшим вариантом представлялся огромный валун, лежащий у обрыва и образующий импровизированный грот. Не думаю, что кому-нибудь может внушить чувство уверенности двухтонный круглый булыжник, нависающий над головой, но тогда у нас не было выбора. Место оказалось относительно сухим, хотя и продувалось всеми ветрами.
  К слову сказать, самой палатки у нас не было. У нас был тент от четырехместной палатки, который мы натянули между поставленными на седла велосипедами, кое-где привалив его к земле камнями. В образовавшийся "чум" мы все втроем и влезли, а, заткнув особенно большие щели в палатке мокрой одеждой, смогли даже создать внутри минимум тепла. Можно было только лежать и только на боку, со стороны валуна постоянно текла вода, со стороны обрыва жутко дуло в щели, которые нам уже нечем было затыкать, но все же здесь было относительно тепло, и тент хорошо защищал от снега и дождя. К восьми часам вечера мы окончательно устроились под тентом, поужинали и стали ждать заката. Ветер дул не переставая, то стихая, то набирая силу. Нам нужно было пролежать до рассвета, то есть 10-12 часов из них 5-6 обещали быть очень холодными. Но главный вопрос все еще не был решен: За день мы прошли около 25 километров. Что делать завтра? Двигаться дальше через перевал или возвращаться назад? За то, чтобы двигаться дальше говорил принцип и тот факт, что вершины перевала мы уже практически достигли, и нам оставался только спуск, тогда треть пути была бы уже практически позади. На возвращении настаивала погода, к которой мы оказались совершенно неподготовленными и насквозь мокрая одежда, которую негде было сушить. Мы предоставили горам решать нашу судьбу и договорились, что если на следующий день небо прояснится и выйдет солнце, мы пойдем дальше, если нет, то вернемся на турбазу.
  К закату погода испортилась окончательно. Всю ночь нашу импровизированную палатку сотрясал налетающий с бешеной скоростью с перевала ураган. Похоже, для нашего тента мы выбрали самое ветреное место на Кавказе. Ветер начинался где-то в глубине далеким трубным звуком и налетая на нас стремился сорвать провисший от дождя тент и свалить велосипеды. Одному из нас приходилось постоянно держать тент и стряхивать с него воду, другому держать байки. Кому-то временами удавалось поспать. В середине ночи мы услышали звук приближающейся грозы: молнии постоянно прорезали небо, но гром, был слышен лишь вдалеке и не приближался. Выглянув из палатки, мы увидели зарево молний с другой стороны ближайшего горного хребта. С нашей стороны нам совсем не хотелось его видеть. К счастью гроза прошла стороной. До трех утра нам удавалось еще как-то сохранять тепло, до пяти утра нам удавалось не замерзнуть окончательно, в шесть утра мы решили сворачивать лагерь и возвращаться.
  Муки, которые мы испытывали, одевая мокрые штаны и обувь я описывать не буду, но по сравнению с ними все трудности ночевки показались детскими играми. Унявшийся к утру дождь пошел с новой силой, стоило нам свернуть палатку. Мокрые вещи, которые мы не стали одевать на себя, казалось, весили пол тонны, и их пришлось бросить. Бросить пришлось также большую часть запасов еды и воды. Все чувствовали слабость, и хоть пройти нам было необходимо всего 25 километров, хотелось это сделать как можно быстрее. Под проливным дождем двинулись в обратный путь. Все, что было промокаемое, промокло сразу, все непромокаемое через пятнадцать минут. Снег тоже про нас не забывал. Бодро обойдя ледник, мы поднялись на холм, а затем снова спустились к реке. Перейти реку оказалось сложнее, чем в прошлый раз, похоже за ночь она слегка разошлась вширь, к тому же переходили мы ее в другом месте, облегчало переправу то, что мокрее чем были мы бы уже не стали, даже если бы искупались в реке прямо в одежде, поэтому брод мы искали недолго. После переправы нас ждал тот самый подъем, который вчера был многокилометровым спуском. И хоть, переправившись в другом месте реки мы и срезали его небольшой кусок, нам предстояло пройти еще минимум две трети. Приятнее, чем идти по каменистой тропе вверх под холодным ливнем с велосипедами, может быть только катиться по ней с велосипедами кубарем вниз, так что нашему счастью не было предела, когда мы закончили полуторачасовой подъем и вышли на холмистую равнину. У края дороги, мы помнили, стоял полуразрушенный пастуший домик. Мы решили там передохнуть. При приближении оказалось, что дыры между досками в стенах и крыше шире, чем сами доски. Все же мы нашли сухой угол, где можно было стоять, укрывшись от ветра и попытались перевести дух. Постояв несколько минут я почувствовал желание прилечь на пол и поспать пару часиков уютно устроившись под ледяным проливным дождем. В подтверждение этого желания меня зашатало, такие же чувства я испытывал, когда выпил водки с пивом на своей первой школьной дискотеке. Похоже, у остальных были похожие ощущения, и нам пришлось двигаться дальше. Поход по холмам начинался с заталкивания велосипеда на холм, затем следовал спуск с холма по мокрой траве, тормоза можно было не отпускать, велосипед прекрасно катился и с заклиненными тормозами, но это было очень удобно, потому что пальцы задеревенели и все равно не хотели разжиматься. К концу перехода мы немного растянулись из-за того, что кто-то старался проехать на велосипеде побольше, я же шел пешком, так как не мог контролировать велосипед задеревеневшими руками, кроме того, к концу пути у меня отказал передний тормоз, так что мы шли на расстоянии до сотни метров друг за другом.
  Наконец после преодоления очередного холма, к концу четвертого часа похода, показался последний подъем, который выводил нас на прямую дорогу. Не знаю, что в это время чувствовали другие, но я почувствовал просто невообразимый прилив сил. Дальше мы шли уже без проблем. Наши горные приключения закончились, мы выбрались на асфальт и направились прямиком к турбазе. Всего 25 километров мы прошли за четыре с половиной часа. Управляющий турбазой, увидев наши синие от горной прохлады лица, наверное, подумал, что смерть пришла за ним, и за двумя его помощниками, но потом, узнав нас, радушно нас принял, организовал сауну. Дальше могла бы последовать пропаганда употребления крепкоалкогольных напитков, но, уверяю Вас, употребляли мы их исключительно в медицинских целях.
  К удивлению, никто из нас не заболел на следующее утро, и мы, наняв очередной УАЗ, выехали в Краснодар. Все-таки на УАЗе у нас получалось путешествовать лучше!


  В качестве заключения хочу сказать, что мы подготовились ровно настолько, насколько прошли. Мы не продумали половины из того, что было необходимо продумать и получили соответствующий результат. И все же, даже не достигнув главной цели в виде солнечных пляжей города Сочи, получив вместо них мокрые камни Фишт-Аштенского перевала, мы достигли цели более важной - получили море впечатлений, впечатлений, каких мы не получали и, может быть, больше никогда не получим. Мы лучше узнали себя, поняли, насколько сильна настоящая стихия, даже если она лишь проходя коснется тебя краем своего плаща. А главное, мы вспомнили, что мы еще молоды, мы почувствовали, что город не поглотил нас, мы почувствовали, что можем больше, мы просто жили.


    А.М.Сергеев.